R-410A — фреон, азеотропная смесь из 50 % дифторметана R-32[англ.] и 50 % пентафторэтана R-125[англ.].

Наиболее часто используемый фреон в современных чиллерах и кондиционерах. Ни один из его компонентов не содержит хлора, поэтому он безопасен для озонового слоя.

Фреон R-410A приходит на смену фреону R-22, который разрушает озоновый слой, и производство которого ограничено Монреальским протоколом.

Физические свойства Фреона R-410A

  • Температура кипения (To) -51,5 °C
  • Критическая температура (Tc) 72 °C
  • Критическое давление (pc) 4.93 МПа (49,7 атм)
  • Теплота парообразования при температуре кипения, кДж/кг 264,3
  • Коэффициент возможности истощения озонового слоя (ODP) 0 (CCl3F = 1)
  • Потенциал глобального потепления (GWP) 1890 (CO2 = 1)

Фреон R-410A является смесью, близкой к азеотропной. Основной недостаток неазеотропных смесей — температурное скольжение, то есть изменение температуры кипения в процессе фазового перехода (испарения и конденсации). Однако у хладагента R-410A температурное скольжение настолько мало (0.15 К), что им можно пренебречь, то есть считать смесь азеотропной (для сравнения, температурное скольжение хладагента R-407C составляет 7К).

Фреон R-410A приходит на смену R-22, но это не следует понимать буквально: физические и теплотехнические свойства фреонов совершенно различны, поэтому систему, рассчитанную на R-22, нельзя заправлять фреоном R-410A: система должна быть изначально спроектирована под фреон R-410A. Этим он отличается от фреонов R422D и R-407C, которые специально предназначены для замены R-22 в старых системах.

Давление в контуре при рабочих температурах существенно выше (так, при температуре 43°С R22 имеет давление насыщенного пара 15,8 атм, а R410A—около 26 атм.), поэтому более высокие требования предъявляются к герметичности, медные трубки конденсатора и испарителя должны быть более прочными, отсюда большая масса меди и более высокая цена.

Ещё одним минусом R-410A является несовместимость с минеральным маслом. Если R22 растворяется в любом минеральном масле, то для фреона R410a нужно специальное полиэфирное масло, которое намного дороже, а кроме того, требует более аккуратной заправки (оно очень активно поглощает влагу, теряя свои свойства).

С другой стороны, R-410A обладает высокой удельной хладопроизводительностью (в полтора раза выше чем R-407C и R22, в два раза выше чем R-134A, что позволяет использовать компрессор с меньшей объёмной производительностью.

Получить консультацию и узнать цену